Религия как одна из форм культуры кратко. Коллекционирование — как одна из форм работы с детьми среднего дошкольного возраста

Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.

Искусство - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К И. относят группу разновидностей человеческой деятельности: живопись, скульптуру, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности, способом удовлетворения и воспитания человеческих чувств.

Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Сущность искусства наиболее отчетливо проявляется в его функциях . Есть разные подходы к типологии функций искусства. Наиболее интересными и обоснованными можно считать подходы известных исследователей философских проблем культуры и искусства Ю Б Борева и М С Кагана. эстетический самовыражение художественный мастерство

Исходя из роли искусства в жизни человека и общества, ЮБ Борев дает такую классификацию его функций:

  • - общественно-преобразующая (искусство как деятельность) - искусство на основе переработки жизненного материала создает образы, которые идейно-эмоционально воздействуют на людей, ориентируя их мировосприятие, мышление и поведение;
  • - познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение) - произведения искусства всегда воплощают и несут определенное знание, формируют новые горизонты видения жизни;
  • - прогностическая - в произведениях искусства часто имеет место интуитивно-целостное предчувствие будущего, образно-эмоциональное представление о нем, дополняя или даже опережая научное предвидение;
  • - информационно-коммуникативная (искусство как общение и сообщения) - искусство всегда является сообщением и общением, оно служит усвоению индивидом общественного опыта (исторического, национального) создавая идеи-символы общечеловеческих ценностей.
  • - воспитательная - искусство формирует целостную личность, структуру ощущений и мыслей людей, общий эмоциональный настрой на жизнь.
  • - суггестивная (искусство как внушение) - искусство нередко действует словно гипнотически, может формировать уверенность перед битвой, священный страх, призвать к определенному действию, мобилизуя силы и способности людей;
  • - эстетическая - (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций) - искусство формирует чувственность человека, способность видеть жизнь сквозь призму образности, представлений о прекрасном и безобразном, формирует эстетические вкусы, идеалы;
  • - гедонистическая (искусство как наслаждение) - как художественное творчество, так и восприятие художественного произведения несут человеку бескорыстную радость, удовольствие от открытия и сопереживание гармонии и совершенства
  • - компенсаторная (искусство как психотерапия) - поскольку человек не всегда имеет возможность реально изменить свою жизнь в желаемом плане, у него возникает потребность в искусстве как особом средстве позволяет превратить жизнь символично, утраченную или недосягаемую в реальности.

С более подробной характеристикой этих функций искусства можно ознакомиться в работе Борев Ю Эстетика М, 2005, с 218-238

Руководствуясь системным подходом, Каган МС характеризует функциональные отношения искусства как составной культурного измерения человеческого бытия по отношению к природы, общества, человека, культуры и к самого себя как специфического культурного явления. Особенности каждой из этих функциональных ориентаций искусства выглядят следующим образом

Функции искусства по отношению к человеку Проблема отношения искусства к человеку имеет два масштабы: исторический и биографический. Исторический масштаб проявляется в том, что искусство с самого начала выступало средством очеловечивания человека -отрывало ее от животного состояния, поднимало над чисто биологическими, утилитарными практическими потребностями. Искусство развивает духовность человека целостно, воздействуя как на чувства, так и на мышление и волю.

Функции искусства по отношению к обществу искусство выступает как средство укрепления общественных связей между людьми. Уже в первобытной культуре формируется сложная и разветвленная система обрядов, регулирующие морально-религиозные отношения людей. Это охотничьи и земледельческие танцы, ритуалы, обряды инициации, свадебные и похоронные церемонии представляли собой своеобразные драматизированные действа, вызывали к себе определенное эмоциональное отношение. С этого времени и на протяжении всей истории человечества эта художественная обрядность предоставляла различным социальным отношениям эстетическую привлекательность, величество, поэтичность

Функции искусства по отношению к природе Искусство способно влиять не только на человека и общество, но и на саму природу. Оно не только изображает природу, но и превращает ее - как в воображении, так и в реальном материальном бытии, примером чего, в частности, выступает садово-парковое искусство. Данная функция существенно изменяется на протяжении всей истории Например, в Средневековье христианство культивировало пренебрежение к природе, а в эпоху Возрождения уже преобладает восхищение ее гармонией и величием.

Функции искусства отношении культуры В отношении культуры искусство выполняет функцию ее самосознания, способно выступать зеркалом культуры, ее автопортретом. Через искусство определенной эпохи, другой культуры мы входим в самое сердце этой культуры и не просто ее узнаем, а эмоционально, постигаем ее, вступая с ней в диалог. И в ходе этого общения через искусство каждая культура глубже осознает себя, свою уникальность, а также сходство с другими культурами.

Функции искусства по отношению к собственным потребностям функция искусства относительно самого себя выступая эстетическим регулятором собственного развития. В этом смысле в истории искусства ключевым является понятие "классика" которое означает признание потомками непреходящей ценности определенного этапа художественного развития, из которого искусство последующих эпох черпает опыт большой эстетической силы. МСКагана "Философия кул льтуры ", СПб, 199t;, СПб., 1996.

Казахстан - светское государство. Каким должен быть образ светского верующего? Должен ли он чтить и уважать традиции и обычаи своего народа, какова взаимосвязь между религией и историей казахского народа? Об этом и другом читайте в материале Центра исследования проблем религий акимата г. Астаны, сообщает Zakon.kz .

Какими должны быть верующие граждане светского государства?

Светскость и духовность не противоречит друг другу, понятие светскость - это форма управления государством, а духовность - составляющее религии. В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило для них в светском государстве - чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним. Светскость не является идеологией, светскость является формой правления. Образ светского верующего гражданина это, прежде всего, законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.

В чем причина существования традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, каковы принципы определения правильного от неправильного?

Понятие традиционное и нетрадиционное религиозное течение - это условное обозначение. Говоря о традиционной религиозной принадлежности, мы исходим из исторической преемственности, а о нетрадиционной - исходя из того, насколько данное течение является для нас относительно новым. Нетрадиционное религиозное течение может быть абсолютно безопасным и вполне нормальным явлением, если является официально признанным на территории Казахстана, не имеющим деструктивного содержания и влияния в своей идеологии, последователи которого являются законопослушными гражданами нашей страны.

Каковы признаки деструктивных религиозных организаций?

Нужно понимать, здесь важны признаки не визуального характера, а признаки, имеющиеся в самой идеологии. Основные признаки деструктивной идеологии религиозных течений это частое употребление таких понятий как «такфир», «тагут», «кафир», «джахилия», «джихад» в диверсионной форме. Если в религиозной организации чувствуются признаки гипноза, потребления наркотических средств (что является одним из частых явлений), если организация выстроена в пирамидальной иерархической форме, имеющая элементы конспирации, то можно полагать, что данная религиозная организация является потенциально радикальной, экстремистской, деструктивной, псевдорелигиозной.

Как обезопасить себя от деструктивных религиозных течений?

Обезопасить себя можно религиозной грамотностью, знанием своей истории и культуры. Многие воспринимают религиозные учения как за буквальные призывы. В религии очень много принципов, это основные понятия, как быть, например, морально-нравственным человеком, порядочным, честным и т.д. Также необходимо отслеживать поправки в законодательство, поскольку юридические нюансы находятся в постоянном, динамичном совершенствовании и очень важно быть юридически осведомленным.

Какова взаимосвязь между религией и традициями казахского народа?

Религия для казахстанца - этническая идентичность, религия и традиции взаимодополняющие друг друга, не противоречащие друг другу составляющие. Верующие граждане, придерживающиеся народных традиций, чтут национальное, историческое достояние, а религия больше относится к духовным принципам, придерживаясь которых верующие граждане чтут духовное достояние. Религия и традиции очень плотно переплетены, в первую очередь, имея единый фундамент в морально-нравственных ценностях.

Является ли нарушением Конституции запрет на ношение хиджаба в школах?

Требования к школьной форме, запрещающие ношение хиджаба, связаны с тем, что любая атрибутика, символ, элемент так или иначе подразумевают под собой пропаганду вероучения, к которому они относятся. Поэтому такие требования обеспечивают равенство всех религий перед законом, принципы светскости и не допускают преимущества какой-либо из религий. Поэтому запрет ношения хиджаба в школах не нарушает Конституцию РК.

Некоторые женщины-мусульманки полностью покрывают себя черным одеянием, тщательно скрывая части тела. Что по этому поводу говорится в исламе?

Хиджаб не является униформой, по исламу необходимо скрывать те части тела, которые называются «ауратом», но каким цветом, какой формы, каким национальным одеянием - не указывается. Это опять-таки принцип, а принципы важно понимать, а не воспринимать буквально. По исламу женщина должна быть одета скромно, опрятно, без вызывающих элементов, демонстрирующих интимные части тела. Это может быть любое национальное одеяние, если оно скрывает основные части тела, не привлекает к себе пристального мужского взора.

В чем особенность придерженности и непридерженности мазхаба?

Мазхаб это готовая форма правильного понимания ислама. Понять это можно на простом примере. Допустим, человек заболел и идет в поле за лечебной травой, но не знает, какое это именно растение, как его собирать, готовить, пить, в какой дозировке и так далее. Здесь есть опасность отравиться, поэтому мы обращаемся в больницы, ходим к врачам и в аптеки. Также и с мазхабом. Очень важно придерживаться мазхаба, т.к. это наиболее безопасная, правильная информации и ее трактовка удерживает нас от заблуждений и ошибок.

Что говорится в шариате о ношении укороченных брюк и бороды?

Во времена Пророка Мухаммада у арабов имелось одеяние (изаар), которое волочилось по земле, и чем оно было длиннее, тем больше подчеркивалось положение человека в обществе. Это было неким проявлением высокомерия. Важно понимать сам принцип: укороченные до щиколотки брюки были проявлением скромности, воспитанием кротости и смирения. Другой немаловажный фактор - подобные укороченные одеяния не пачкаются внизу и тем самым обеспечивают чистоту и личную гигиену. Также и борода, она должна быть аккуратной, опрятной, в том числе в связи с личной гигиеной.

Каково законодательство и юридическая ответственность использование и распространение запрещенной религиозной литературы?

Закон Республики Казахстан запрещает пользоваться и распространять религиозную литературу, запрещенную на территории страны, в т.ч. в социальных сетях. Со списком запрещенной религиозной литературы можно ознакомиться на официальном сайте правовой статистики РК. Согласно статьи 453 КоАП РК (изготовление, хранение, ввоз, перевозка и распространение не территории Республики Казахстан продукции, средств массовой информации…») за распространение запрещенной литературы грозит штраф, а согласно статьи 174 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) - лишение свободы.

Светлана Исаева

В апреле 2016 года в нашем детском саду проходил конкурс на оформление мини-музея в группе . В нашей группе силами воспитателей,воспитанников и их родителей был оформлен мини-музей "Космос".

Целью создания музея было создание условий для совместной познавательной деятельности родителей и детей, по развитию естественнонаучных представлений об окружающем мире (космосе) .

Во время подбора экспонатов мы хотели :

Вызвать интерес детей к коллекционированию ;

Познакомить детей и родителей с историей развития космонавтики;

- Сформировать и закрепить первые представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, о зодиакальных созвездиях;

Углубить и систематизировать знания детей о летательных аппаратах, животных, покоривших космос;

Воспитывать уважение к профессии космонавта;

Воспитывать социально-активную творческую личность;

Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки;

Развивать умение использовать экспонаты музея в изобразительной, речевой, игровой, театрализованной, музыкальной деятельности.

В среднем дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование . Почему?

Это из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В современное время интерес к коллекционированию ослаб , взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. Современные дети коллекционируют наклейки , фишки, продаются они набором, в основном они Китайского производства и герои мультфильмов тоже зарубежные, потерялся интерес к Российским предметам, вообще к самому коллекционированию .

- Коллекционирование – это всегда поиск , а не покупка готового набора.

Коллекция создавалась для формирования первичных представлений о музеях





В процессе создания музея мы рисовали космические фантазии, мастерили шлемы и играли в невесомость, привлекали родителей к созданию поделок.

В результате дети много нового узнали о космическом пространстве;

развивающая среда группы пополнилась материалами по теме проекта;

У детей сформировалась любознательность , познавательная активность.

Публикации по теме:

Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Светлана БуйволоваИз опыта работы «Украшение зала как одна из форм работы с родителями» Организация праздников в ДОУ является важной частью.

Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов,.

Мастер-класс как урок в «Школе родителей». Работа с родителями воспитанников в дошкольном учреждении сегодня стоит очень остро. А причин.

Открытые НОД - одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ В конце февраля начале мартав Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Солнышко» с. Рязаново прошли открытые НОД.

Тест по обществознанию Религия как одна из форм культуры для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Сфера духовной культуры. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Самой древней мировой религией является

1) буддизм
2) христианство
3) ислам
4) иудаизм

2. К монотеистическим религиям относится

1) индуизм
2) ислам
3) буддизм
4) язычество

3. Мировой религией является

1) буддизм
2) индуизм
3) синтоизм
4) иудаизм

4. Национальной религией является

1) буддизм
2) христианство
3) ислам
4) иудаизм

5. Спокойно, терпеливо относиться ко злу, не борясь с ним, уклоняясь лишь от участия в нём, должен последователь

1) христианства
2) буддизма
3) ислама
4) иудаизма

6. К группе библейских религий не относится

1) христианство
2) иудаизм
3) синтоизм
4) ислам

7. Разделение христианской церкви на Западную (католиче­скую) и Восточную (православную) произошло

1) в 554 г.
2) в 1054 г.
3) в 1254 г.
4) в 1554 г.

8. Принятие христианства Русью (крещение Руси) произошло

1) в 882 г.
2) в 988 г.
3) в 1058 г.
4) в 1380 г.

9. Священной книгой мусульман является

1) Коран
2) Библия
3) Талмуд
4) Типитака

10. Выберите верное высказывание.

1) государственной религией России является православие
2) государственными религиями России являются право­славие и ислам
3) государственными религиями России являются право­славие, ислам и иудаизм
4) в России нет государственной религии

1. Установите соответствие между понятиями и их определе­ниями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) фетишизм
Б) магия
В) анимизм

Определение

1) вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всех окружаю­щих человека предметов и вещей
2) вера в предметы, обладающие раз­личными сверхъестественными си­лами
3) вера в сверхъестественные силы и стремление любыми способами воз­действовать на эти силы

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «религия».
Вера, ислам, одержимость, социальный регулятор, нормы.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. «Вставьте пропущенное понятие: Отрицание существова­ния всякого рода сверхъестественных сил, отказ от религиозных верований называется __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Религиозное верование человека означает внутреннюю __________(1) в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций. Она формирует __________(2), путем принятия определённых утверждений (догматов), с точки зрения ко­торых понимается человек, общество, мир, восполняет ог­раниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает __________(3) и тем преодолевает __________(4), утешает, облегчает страдания. Являясь составной частью __________(5), религия способствовала развитию определённых её сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, храмостроительства, раз­личных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, опре­делённые слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных __________(6) между собой».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) верование
Б) мировоззрение
В) общение
Г) ценность
Д) культура
Е) убежденность
Ж) одиночество

1. Прочитайте отрывок из романа Умберто Эко «Имя Розы» и выполните задания.

«Святейший подвиг, к которому ты призывал, — это от­править на костёр Бентивенгу, Джакомо и Джованнуччьо», —
невозмутимо вставил Вильгельм.
«Они сквернили собственной низостью её память. А ты был инквизитор».
«И именно тогда попросил освободить меня от должности. Эта история мне не понравилась. Не нравится, честно сказать, и способ, которым ты заставил Бентивенгу признаться в его заблуждениях. Прикинулся, будто хочешь вступить в его сек­ту, — ещё неизвестно, была ли секта, — вызнал все тайны, и его посадили».
«Но так и обращаются с врагами церкви! Они еретики, лжеапостолы, смердят Дольчиновою серой!»
«Они были минориты, и мозг их был воспален теми же виденьями, что у Клары. Часто от экстатического исступле­ния до греховного один шаг», — сказал Вильгельм.
Убертин заломил руки, в глазах его показались слезы: «Не говори так, Вильгельм. Можно ли смешивать миг экстатиче­ской любви, обжигающий нутро фимиамом, с распущенно­стью чувств, от коих воняет серой!»
«Ты равно горяч духом, Убертин, как в любви Христовой, так и в неприятии зла. Я только хотел сказать, что мало чем отличается жар Серафимов от жара Люцифера, ибо и тот, и другой воспаляются в невыносимом напряжении желания…»
«Нет, разница есть, и я её чувствую! — вдохновенно отве­чал Убертин. — Ты скажешь, что и от вожделения добра до вожделения зла один шаг: оба суть вожделения. Это неоспори­мо. Однако есть великая разница в предмете вожделения, он легко различим. Тут Господь, там диавол …».
«Неизмерима пропасть меж возвышенным экстазом любви к казнённому Иисусу и низменным, развратным экстазом лжеапостолов монтефалькских…»
«Не лжеапостолов, а братьев Свободного Духа. Ты же сам сказал».
«Какая разница! Ты не всё о них знаешь…»

2) Одна из сюжетных линий историко-философского детектива итальянского писателя Умберто Эко «Имя Розы» посвящена многочисленным религиозным сектам в Европе начала XIV века. Причинами появления такого количества сект — катаров, иоахимитов, дольчиниан, братьев Свободного Духа, флагеллантов и т.д. — стали политическая нестабильность, упадок экономики, неурожай, многочисленные вооружен­ные столкновения. Кроме налоговой зависимости от феода­ла, неимущие слои населения были обязаны платить деся­тину церкви и имели денежные обязательства перед государством. Непосильное финансовое бремя вынуждало их бросать хозяйство и уходить из родного дома. Многие стано­вились преступниками. Не меньшее количество уходило в секты, которые жестоко преследовались инквизицией. Используя свои знания из курса обществознания, приве­дите не менее трёх признаков любой секты.

2. Напишите не менее двух примеров того, как в Российской Федерации реализуется принцип свободы совести, свободы вероисповедания.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте звания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Когда человек религиозен, он во что-нибудь верит, но ещё вопрос, всегда ли и всякий ли верующий религио­зен» (Л.П. Карсавин).

2. «Вера есть обращение к таинственному, сокровенному духовному миру, который открывается свободе и закрыт для необходимости» (Н.А. Бердяев).

3. «Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее» (Д. Юм).

4. «Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во что угодно» (Ф.Р. де Шатобриан).

5. «Вера и разум как бы два крыла, на которых человече­ский дух возносится к созерцанию истины» (Иоанн Павел II).

6. «Вера — это радужный мост между небом и землей, всем на отраду, но из странников каждый видит его по-­разному, в зависимости от того места, где находится» (И. Гёте).

7. «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский).

Ответы на тест обществознанию Религия как одна из форм культуры
Часть 1
1-1, 2-2, 3-1, 4-4, 5-2, 6-3, 7-2, 8-2, 9-1, 10-4
Часть 2
1. 231
2. одержимость
3. атеизмом
4. ЕБВЖДА

Семинар как форма обучения в вузах имеет богатую историю. В Уставе Российского университета 1804 г. учреждены «ученые беседы» преподавателя и студентов. В нем сказано: «желательно, чтобы профессора некоторых наук, особенно словесных, философских и юридических, учредили беседы со студентами, в которых, предлагая им наизустное изъяснение предмета, исправляли бы суждения их и самый образ выражения, приучая их основательно и свободно изъяснять свои мысли».

До 1918 г. семинары носили эпизодический характер, не знали единых методов проведения. В 1923 г. на IV Всероссийском съезде заведующих губернских отделов народного образования провозглашалось, что в высшей школе главными методами преподавания являются групповые и семинарские занятия. Только в 30-е годы понятие «семинар» вошло в лексикон, обозначавшее форму изучения теоретических вопросов.

Современная форма семинарского занятия прошла длинный путь, которому сопутствовало немало споров вузовской среде о его целях, задачах, функциях и методах. Одни преподаватели сводили задачу семинаров к тому, чтобы только закрепить знания, полученные на лекциях. Другие обращали внимание на необходимость использования студентами при подготовке к семинарским занятиям как материалов лекции, так и другой специальной литературы, видели в семинаре важную форму контроля за самостоятельной работой студента, проверки его знаний. Именно такой подход представляется правильным, способствующий формированию студента как личности и как юриста-практика 1 .

Семинар – важная, комплексная, многоцелевая форма обучения. Закрепление лекционного материала, контроль за ходом самостоятельной работы студента подчинены главному – углубить, конкретизировать полученные знания, научить творчески мыслить, рассуждать, вести полемику, излагать и защищать собственную позицию, участвовать в дискуссии, опираясь на научные аргументы. С каждого семинара студент должен уходить с новыми знаниями – будь то запоминающиеся примеры или логическая форма рассуждения. И это новое в семинарское занятие вносит не только преподаватель, но и сами студенты.

Процесс овладения знаниями, практическими умениями и навыками не может проходить без аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Аудиторная работа заключается в способности студента активно участвовать на семинаре: выступать, дополнять, задавать интересующие вопросы, как преподавателю, так и отвечавшему студенту. Самостоятельная работа вне аудитории предполагает не только подготовку на основе лекции, но и изучение специальной литературы по теме семинарских занятий, где важно умение анализировать, выделять главное, конспектировать.

Аудиторная работа . На первом семинарском занятии преподаватель излагает требования, предъявляемые к студентам: 1) систематическое посещение семинарских занятий; 2) тщательная подготовка к каждому семинару; 3) активная аудиторная работа; 4) освоение языка науки (доступно и понятно излагать материал, избегая упрощений); 5) критерии оценки знаний студента; 6) отчет за пропуск занятия или задолженность (последняя ставится, если у студента отсутствуют элементарные знания по теме семинара).

Каждое последующее практическое занятие по своей структуре можно разделить на четыре части: вступительное слово преподавателя, обсуждение студентами вопросов темы семинарского занятия, заключительное слово руководителя семинара, задание студентам на следующее занятие.

I. С помощью краткого вступительного слова преподаватель: 1) вызывает интерес к теме семинара, показывает ее научное и практическое значение; 2) устанавливает контакт со студентами, мотивируя их активное участие в обсуждении темы семинара. Но главное – преподаватель разъясняет студентам цель занятия, т.е. выделяет ведущую идею, которую должны обсудить, разобрать и усвоить студенты, а также показывает, что исследуемая тема является логическим продолжением темы последнего семинарского занятия.

II. Основная часть семинара – обсуждение студентами вопросов темы . Как правило, оно проходит по плану занятия, утвержденному кафедрой, и имеется у студентов. План носит характер общей ориентировки, рекомендации. В ходе обсуждения темы возможны отступления от плана, которые чаще всего неизбежны и могут быть целесообразны. Приведем несколько вариантов развития обсуждения темы семинара.

1. Если по ходу занятия студенты увлеклись каким-то большим научным вопросом данной темы, то остальные вопросы плана могут остаться вне обсуждения (их можно рассмотреть на консультации).

2. Обсуждение студентами вопросов темы, выходя за рамки плана. Так, исследуя вопросы темы семинара №8 «Нормы права» преподаватель может предложить студентам дополнительно проанализировать их свойства: истинность, эффективность и др.

3. Семинар может проходить одновременно и как исследование вопросов темы, и как практическое решение заданий по ним. Это позволяет закрепить изученный материал, а также привить и развить умение и навыки студентов пользоваться полученными знаниями.

Суть предлагаемого задания заключается в следующем: правильно ответить на поставленный вопрос, аргументируя свое мнение.

Можно выделить три вида обсуждения, которые распространены в практике юридических вузов: свободная беседа студентов, обсуждение заранее подготовленного реферата и смешанный вид обсуждения вопросов на семинаре.

Активному обсуждению реферата по сравнительно узкому вопросу темы занятия предшествует тщательная подготовка студента – докладчика, предполагающая изучение специальной литературы, законодательства, материалов правоприменительной практики, посещение консультаций, с целью понимания проблемы и постановки в своем выступлении действительно спорных вопросов, требующих обсуждения на семинаре и определения основных путей их решения.

Предпочтителен смешанный вид обсуждения, ибо он использует сильные стороны беседы и реферата, позволяет исключить их недостатки: 1) выступления только активных студентов; 2) мнимой активности (студент из плана семинара выбирает один вопрос и этим ограничивает свою подготовку); 3) раскрытие вопроса темы в пределах учебника; 4) поверхностного реферата; 5) плохой подготовке докладчика к семинару.

Студенты положительно оценивают тот семинар, на котором они имеют возможность активно применять свои знания (поспорить, высказать свои суждения, ставить вопросы и обсуждать их). Несомненно, учебный материал лучше усваивается в ходе научной дискуссии. Но важно отличать стихийную, искусственную и организованную дискуссию 1 .

Стихийная дискуссия . Порой в ходе семинара спонтанно возникает спор по существу, который заранее не предусмотрен, но его надо стимулировать, четко определить научные позиции двух сторон и предложить студентам аргументировано высказаться по предмету дискуссии.

Но если дискуссия искусственная , не по существу, порой умышленно спровоцированная студентами целесообразно ее прекратить, разъяснив при этом, что не тот предмет спора. Кроме того, спорить надо, основываясь на доказательствах, а не эмоциях, как это порой бывает у студентов. Высказав положение, надо его доказать, привести пример из жизни, научное положение или статью (статьи) нормативного акта.

Для более глубокого усвоения студентами учебного материала очень полезна дискуссия, организованная преподавателем. Предметом дискуссии может быть действительно научная проблема, которая освещается в литературе весьма неоднозначно (например, современное понимание права, системы права, юридической ответственности). В процессе полемики студентам предлагается защищать научные позиции, которые им представляются более правильными, обосновывать свои взгляды.

Выступления студентов на семинаре можно организовать по разному – либо студент выступает по своему желанию, либо вызывается преподавателем. Сочетание этих двух приемов позволяет предоставлять слово желающим и стимулировать активность тех студентов, которые к 3-4 занятию ни разу не выступали на семинаре, (каждое выступление преподаватель фиксирует в своей тетради). Такой общий опрос студентов, уклоняющихся от выступлений, практикуется, как правило, в конце каждого семинара в течение 10-15 минут.

Преподаватель внимательно слушает и следит за выступлением студента. Если его речь по содержанию и аргументированности удовлетворяет преподавателя, то она продолжается до 5-7 минут. Ограничение времени выступления исключает чтение конспекта, приучает студента говорить самостоятельно и по существу, не повторяя дословно содержание учебника, а при подготовке лучше обдумывать материал, изучая специальную литературу и нормативно-правовые акты.

Если студент затрудняется ответить и читает вслух учебник или конспект лекции, то, очевидно, что к занятию он не готовился. Преподаватель ставит ему задолженность, которая должна быть ликвидирована на консультации.

Далее, конкретизируя первый вопрос плана семинара, преподаватель повторно обращает его к другому студенту или ко всей группе, и т.д., пока не будут обсуждены и усвоены все вопросы, предусмотренные планом занятия. После этого преподаватель спрашивает группу, нет ли вопросов, дополнений, уточнений по существу работы семинара в целом и при наличии такого рода вопроса (или вопросов) дает краткое разъяснение (следует заметить, что иногда интересный, проблемный вопрос студента может быть приравнен к выступлению).

По итогам работы студентов на семинаре преподаватель оценивает их знания. При этом следует обратить внимание на специфику оценки знаний на семинаре и на экзамене. Если в первом случае оценивается уровень усвоения знаний, то во втором случае – их качество и глубина.

III. В кратком заключительном слове преподаватель: а) отмечает лучшие выступления, их сильные стороны, указывает на недостатки слабых; б) если в ходе занятия были допущены ошибки принципиального порядка, то преподаватель отмечает их и дает правильный ответ; в) в случае необходимости разъясняет студентам вопросы, которые вызвали затруднения при рассмотрении темы. В результате у студентов по окончании занятия не должно оставаться пробелов в уяснении темы семинара.

IV. В заключение преподаватель формирует задание на следующее семинарское занятие : акцентирует внимание на основных вопросах плана, рекомендует новую литературу, которая не успела получить отражение в учебно-методическом пособии.