Страны с политикой нейтралитета. Постоянно-нейтральные государства

Нейтралитеет, в международном праве -- неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках. Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами: не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;

не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелёт и т. д.); не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (то есть ограничения либо одинаковые, либо вообще отсутствуют).

Основной принцип нейтралитета -- абсолютное неучастие в военных действиях, не исключающее возможной благожелательности той или иной воюющей стороне); отсюда:

1) нейтральное государство обязано не допускать на своей территории никаких враждебных действий или продолжения их со стороны воюющих и не препятствовать их операциям вне нейтральной территории; 2) нейтральное государство не должно разрешать своим подданным вмешиваться в войну; 3) нейтральное государство, насколько позволяют военные действия, в праве продолжать мирные сношения с воюющими сторонами и торговлю с ними, но не нарушая постановлений о военной контрабанде и законно объявленной блокаде.

Институт нейтралитета складывался в течение нескольких веков, но наибольшее развитие получил в XVIII, и, особенно, в конце XIX - начале XX вв. Во время войны провозглашение государством нейтралитета создавало для этого государства международно-правовой статус нейтральной стороны. Этому соответствовали особые права и обязанности нейтрального государства, а также права и обязанности воюющих сторон, признававших этот статус. Нормы международного права, определявшие правила нейтралитета государства во время войны, были регламентированы 5-й и 13-й Гаагскими конвенциями 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав во время сухопутной и морской войны. Главной обязанностью нейтрального государства являлось неучастие в войне своими вооруженными силами и неоказание военной помощи воюющим. Главным правом нейтрального государства была неприкосновенность его территории, а также его право продолжать свою торговлю с другими нейтральными странами и даже мирную торговлю с воюющими сторонами. Нейтральное государство было вправе защищать свой нейтралитет вооруженной силой. Военные корабли воюющих могли проходить по территориальным водам нейтрального государства и пользоваться на ограниченное время их портами, но не для военных целей. Нейтральное государство обязано было не допускать создания на своей территории военных баз воюющих сторон и препятствовать вооружению или снаряжению в его водах любого корабля, предназначенного для участия в военных действиях. Однако нейтральное государство могло не мешать своим гражданам-добровольцам служить в войсках воюющих стран, хотя при этом они утрачивали свой нейтральный статус. В подкрепление своего статуса нейтральное государство могло заключать с воюющими соглашения или пакты о нейтралитете.

По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. нейтральная страна может выступать как покровительница, т. е. может, с согласия воюющих сторон, посылать санитарные формирования для оказания помощи лицам, взятым под защиту в соответствии с Женевскими конвенциями. После Второй мировой войны и принятия Устава ООН, как приоритетного международного закона, правила нейтралитета находятся полностью в зависимости от положений Устава (глава УП), предусматривающих обязанность государств действовать в борьбе с угрозой миру, нарушением мира или актами агрессии в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Нейтральный статус не лишает государство права на отражение иностранной агрессии, как самостоятельно, так и с помощью других государств на основе Устава ООН.

Для того чтобы заслужить статус нейтрального многие из нынешних государств прошли путь длиной в несколько веков. Но сейчас европейские нейтралы времен Холодной войны совершают все больше шагов, которые ставят их особый статус под большой вопрос. Речь идет, в первую очередь, о Финляндии, Австрии, Швеции и, особенно, Швейцарии. Если первая и вторая из перечисленных стран стали нейтральными только после Второй мировой войны, то Швеция не участвует ни в каких военных блоках уже более 200 лет, а Швейцария вообще с конца ХVII века считает нейтралитет основой своей внешней политики. В последнее десятилетие все в корне поменялось.

Насколько нейтральными эти страны были ранее?

1. Про Австрию и Финляндию уже было сказано выше. Они принимали участие во Второй мировой войне на стороне немецко-фашистской Германии, причем Австрия полностью вошла в состав III Рейха и, соответственно, утратила свою независимость, а Финляндия, во главе с К-Г. Маннергеймом, была полноправным союзником Гитлера.

2 . Швеция, равно как и Швейцария, была настоящим раем для разведок всех воюющих стран в течение обеих мировых войн. Нейтральная Швеция, как известно, пропустила через свою территорию войска Вермахта, а еще более нейтральная Швейцария хранила в своих банках награбленное фашистами в покоренных европейских странах золото и другие ценности.

3 . Нейтралитет Австрии определен на законодательном уровне, в Швеции и Финляндии этого нет.

4 . В принципе ни в Австрии, ни в Швеции, ни в Финляндии сам термин «нейтралитет» не использовался в официальном политическом лексиконе. Там говорили о «неприсоединении», что оставляло право на неучастие в военных союзах, но, вместе с тем, не исключало возможности участия в военных конфликтах.

5 . Однако не так давно даже такая обтекаемая формулировка утратила свой смысл. Это произошло после того, как Австрия, Швеция и Финляндия в 1995 году стали членами Евросоюза. В рамках углубления сотрудничества по вопросам безопасности в рамках ЕС, все страны-участники должны оказывать друг другу помощь в случае нападения или прочих опасностей.

6 . Как же теперь называть эти «особые» страны, стоящие в одном ряду с другими, но желающие отличаться от них? Финский министр иностранных дел Александр Стубб (Alexander Stubb) предложил говорить о них, как о государствах не нейтральных, а не входящих в альянс.

7 . Австрия, Швеция и Финляндия очень активно и давно сотрудничают с НАТО, участвуя с ним во многих совместных программах и проводя совместные учения. Но ни о каком вступлении в Альянс пока что не может идти и речи, поскольку подавляющее большинство граждан этих стран против такого шага. Но полным нейтралитететом в Европе уже давно не пахнет.

Так они и жили долгое время «между небом и землей», с одной стороны вроде бы равные среди равных, а с другой – имеющие собственную специфику.

Чем же отличалась Швейцария?

Швейцария, в отличие от своих «неприсоединившихся» сестер, всегда называла себя исключительно нейтральной страной и всегда настаивала на таком статусе.

Более того, она до последнего времени принципиально старалась не входить ни в какие международные союзы или организации. Даже в ООН горная республика вступила только в 2002 году, поступившись многими своими принципами нейтралитета. Стоит ли говорить о Европейском Союзе или, тем более, о НАТО, от которых Швейцария всегда предпочитала держаться подальше.

Именно благодаря нейтральному статусу Швейцарии на ее территории традиционно проходят наиболее представительные международные форумы, например Давосский, и протекают самые сложные дипломатические переговоры. Именно Швейцария выступала посредником между США и Кубой, США и Ираном, Россией и Грузией. Один из последних примеров: установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией в 2009 году.

Куда движутся «неприсоединившиеся»? К удалению и полной потере своего нейтралитета!

1. В конце 2006 года политическое руководство Швеции и Финляндии приняло решение присоединиться к силам быстрого реагирования НАТО. Однако это держалось в тайне от избирателей более полугода и стало достоянием гласности только после проведения выборов. Политики опасались предсказуемой негативной реакции своих избирателей.

2. Этот шаг впоследствии был оправдан географической близостьюсеверных стран к «непредсказуемой» России.

3. Непосредственной причиной для таких действий стало начало работ по проведению газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Финляндия и особенно Швеция опасались, что завершение данного проекта приведет к существенным изменениям в расстановке сил в регионе.

4 . Все «неприсоединившиеся» государства Европы, включая Ирландию, являются участниками программы «Партнерство во имя мира», их представители есть среди сил НАТО, размещенных на Балканах и в Афганистане.

5 . И, наконец, Швеция недавно послала восемь своих боевых самолетов для участия в военной кампании в Ливии. Она первая из «неприсоединившихся», кто зашел так далеко. Напомним, более 500 шведских солдат воюют в Афганистане. Ее особый статус предполагает, что истребители королевских ВВС будут открывать огонь только в ответ и не станут атаковать наземные цели. То есть Швеция по-прежнему хочет «есть мед, не убивая пчел». НАТО пока что не возражает, но насколько долго так будет продолжаться – неизвестно.

Долго ли «продержится» Швейцария?

Самая нейтральная страна мира также утрачивает свои незыблемые позиции, которые ей успешно удавалось удерживать на протяжении сотен лет. Способность Берна возвышаться над схваткой в последнее время все больше ставится под вопрос.

После вступления в ООН в 2002 году Швейцария была вынуждена послать в Косово 200 своих миротворцев. (никакая страна, входящяя в состав ООН не может придерживатся полного нейтралитета - ей приходится так или иначе участвовать в "карательных" операциях ООН)

Однако в конце 2000-х маленькая европейская страна стала попадать в один скандал за другим, из которых с трудом выбиралась, теряя при этом часть своей безупречной репутации. Кроме того, Швейцария попала под беспрецедентное давление со стороны Вашингтона.

В августе 2009 года она согласилась разгласить сведения о тысячах счетов в крупном швейцарском банке UBS AG. Речь шла о вкладах, сделанных гражданами США, которых на родине подозревают в уклонении от налогов. Белый дом в этом вопросе серьезно надавил на швейцарцев, и они вынуждены были пойти на нарушение ключевого принципа – сохранения тайны вкладов.

Потом высокопоставленных чиновников швейцарского правительства обвинили в уничтожении документов дела «о швейцарских инженерах», которых национальное правосудие обвиняло в сотрудничестве с ЦРУ.

Следующим скандалом стал арест в Цюрихе известного кинорежиссера Романа Полански, который был произведен по ордеру, выписанному в США аж в 1978 году. Этот факт возмутил не только швейцарцев, но и многих европейцев, которые обвинили Альпийскую республику в пресмыкательстве перед Вашингтоном.

Самой настоящей пощечиной для Швейцарии стал «долгоиграющий» скандал с Ливией. Он разразился в 2008 году после ареста женевской полицией сына ливийского диктатора Муаммора Каддафи Ганнибала. Его обвинили в избиении слуг. В ответ полковник Каддафи задержал у себя в стране двух швейцарских бизнесменов. Никакой особый статус «нейтралам» не помог: Ганнибала пришлось выпускать, а президенту европейской страны лично ездить с извинениями в Триполи.

Источник - Блог forex-fin-ua

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь

свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе Второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным Договором. Австрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем

постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно

которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянно-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополнительные гарантии его обеспечения.

Нейтральность была характерной чертой европейской политики на протяжении всего XX века. В 1945 г. было 11 нейтральных государств; четыре страны, не участвовавшие ни в первой мировой войне, ни во второй мировой войне, не дали себя втянуть и в послевоенные военные блоки; две страны получили статус нейтральных в первые послевоенные годы. Причем нейтральность была крепко связана с экономическим процветанием, и большинство нейтральных стран не торопились присоединяться к ЕЭС.

Процветала Швейцария, для которой нейтралитет был образом жизни. Она изо всех сил противилась немецкой интервенции во время войны, и после войны здесь значительно выросло население. Она также пользовалась преимуществами своей близости к северной Италии и южной Германии (оба региона отмечены энергичным экономическим ростом после войны) и в то же время продолжала играть особую роль в банковском деле и туризме. Швейцария с радостью приглашала к себе мультинациональные компании и международные агентства от химического концерна Байер до ЮНЕСКО. Ретороманский поднялся до уровня национального языка наряду с швейцарским, немецким, французским и итальянским, а франкоговорящая Юра стала особым кантоном. Впрочем, оборонный бюджет оставался высоким, и не была отменена воинская повинность для мужчин - обеспечивая тем самым поддержку национальной милиции. Швейцарские женщины получили

Благодаря Швейцарии несколько прилегающих территорий начали добиваться статуса свободных таможенных зон. Сюда входили немецкий анклав Бюзинген, итальянские районы Камнионе-д"Италия, Ливиньо и Вале-д"Аоста, а с 1815 г. французский департамент Верхняя Савойя.

Швеция очень выиграла от своего нейтралитета во время войны, она с успехом продолжала им пользоваться и в мирное время. Швеция была главным украшением регионального Балтийского совета, но оставалась в стороне и от НАТО, и от ЕЭС даже тогда, когда к этим союзам присоединились ее скандинавские партнеры. В Швеции долго оставались у власти социал-демократы: до выборов 1989 г. При Улафе Пальме, убитом в 1986 г., Швеция возглавила целый ряд инициатив по Третьему миру, беженцам и охране окружающей среды.

Франкистская Испания оставалась политической парией до смерти каудильо. Так что исключительно продолжительные правления Франко и Салазара удерживали иберийскую политику как бы во временном коконе до середины 1970-х гг. Этот фашистский анахронизм в Западной Европе выступал в качестве противовеса коммунизма на Западе, в особенности во Франции. Когда Португалия стала членом НАТО, Испания согласилась на американские базы, но отказалась от дальнейших шагов. Впрочем, от полной изоляции ее спасал массовый туризм. Восстановление же в 1975 г. конституционной монархии открыло Испании путь в ЕЭС, а также стало началом большого экономического подъема в 1980-е гг. Хотя окончательному возрождению Испании мешали еще баскский терроризм, каталонский сепаратизм и тяжелый спор с Великобританией за Гибралтар.

Республика Ирландия пережила угрозу британской оккупации во время войны и в конце войны вышла из Содружества.

Но экономическая зависимость от Соединенного Королевства все-таки оставалась реальностью: у Ирландии не оставалось иной возможности, кроме как нехотя следовать за Британией в переговорах с ЕЭС. В политической жизни Ирландии главными были

810 DIVISA ET INDIVISA

привилегированное положение католической церкви, бесконечные конфликты с Северной Ирландией и соперничество двух главных партий Фианна Файл «Солдаты судьбы» и Фине Гаэл «Нация гаэлов». По ирландской конституции графства британского Ольстера были интегральной частью республики. Но Ирландская республиканская армия (ИРА) считалась незаконной но обе стороны границы; и отношения между Лондоном и Дублином не были большим препятствием на пути урегулирования.

Финляндия, которая вместе с Германией напала на СССР, тем не менее, избежала советской оккупации, хотя по перемирию 1944 года ей пришлось сделать дальнейшие территориальные уступки, в частности, отдать Виипури (Выборг) и Петсамо (Печенгу). В 1947 г., однако, мирный договор подтвердил формальный суверенитет Финляндии в обмен на аренду Порккалы под военно-морскую базу. С этого времени Финляндия была обязана соблюдать нейтралитет, сократить свои вооруженные силы и проводить внешнюю политику, согласованную с интересами СССР. После войны в Финляндии начинается экономический подъем, а Хельсинки становится одной из самых элегантных и дорогих столиц Европы - последний западный форпост на подступах к Ленинграду. Многие оккупированные советскими войсками страны мечтали о статусе финляндизащи, но по такому пути удалось пойти только еще Австрии.

Австрии очень помог миф, что она была первой жертвой нацистов. Разделенная, как и Германия, на четыре оккупационные зоны, республика смогла полностью восстановить суверенитет на базе Staatsvertrag, то есть Государственного договора (1955), подписанного представителями всех четырех оккупационных властей. Условия этого договора включали строгий нейтралитет и обязательство вечно содержать в порядке обширный советский военный мемориал. За восстановлением независимости Австрии последовал период невиданного расцвета, как в соседней Швейцарии, и относительной политической разрядки. В политике в основном мирно соперничали Социалистическая партия, которая удерживала пост канцлера за Бруно Крайским (1970-1983), и консервативная Народная партия. В 1986 г. даже международная кампания по дискредитации австрийского

президента Курта Вальдхайма, бывшего генерального секретаря ООН, ему не повредила; но эта кампания напомнила о прошлом Австрии. В определении границ Австрии были некоторые несуразности. По договору 1868 г. два района - Юнгхольц и Миттельберг - входили в баварскую таможенную зону. Провинции же Форарльберг и Тироль пользовались преимуществами свободной торговли с Альто-Адидж и Трентино в Италии.

Семь европейских княжеств, последних из исторических мини-государств, были слишком малы, чтобы влиять на международные отношения; но каждое пользовалось преимуществом своего положения.

Сан-Марино (основанное в V в. н.э., с территорией 62 км и населением 23 000 человек) претендовало на звание старейшего в Европе государства. Его независимость была признана в 1631 г. Расположившись на склонах Монте-Титано возле Римини, оно было со всех сторон окружено территорией Италии. После войны Сан-Марино стало налоговым убежищем для богатых итальянцев; местное правительство здесь попеременно возглавляли коммунисты и христианские демократы.

Княжество Лихтенштейн (основано в 1719 г., территория 157 км, население 27 000 человек) передоверило свою внешнюю политику Швейцарии. В 1980 г. здесь был самый высокий в Европе валовой национальный продукт на душу населения: 16 440 долл. Это последний уцелевший член Священной Римской империи.

Княжество Монако (территория 150 га, население ок. 30 000 человек) было самоуправляемым протекторатом Франции, занимавшим крошечный анклав на Ривьере к востоку от Ниццы. Его современный статус сложился в 1861 г.; до того времени Монако было владением Испании (с 1542), Франции (с 1641) и Сардинии (с 1815). По конституции Монако управляет семья Гримальди. Доходы княжества находятся в большой зависимости от доходов казино в Монте-Карло.

Андорра (территория 495 км, население ок. 43 000 человек) - в Восточных Пиренеях сохраняет свою автономию с 1278 г., когда Андорра была передана в совместное владение епископа Урхельского и графа де Фуа. В настоящее время его Европа разделенная и нераздельная, 1945-1991 811

права осуществляются префектом Арьежа от имени президента Французской республики. Андорра живет туризмом, в особенности лыжными курортами, и беспошлинной торговлей.

Остров Мэн (территория 518 км, население 65 ООО человек в 1986 г.) и Нормандские острова (Джерси, Олдерни, Гернси и Сарк - территория 194 км2, население ок. 134 000 человек в 1981 г.) были иод юрисдикцией британской короны со времени нормандского завоевания. Формально они никогда не входили в Соединенное Королевство, но были процветающими убежищами налогоплательщиков. Дама с Сарка22 боролась за свои прерогативы с Вестминстером в 1960-е гг. В 1990-е гг. парламент острова Мэн вступил в открытую борьбу, отказавшись последовать примеру Англии и легализовать гомосексуализм.

Гибралтар - единственная подвластная Великобритании территория, присоединившаяся к ЕЭС. Он таким образом последовал примеру французских заморских департаментов: Гваделупы, Мартиники, Реюньона и Гвианы. Все другие британские и французские колонии, как и автономные датские регионы [фарерские острова] и Гренландия, не присоединились к ЕЭС.

Государство-город Ватикан (территория 44 га, население ок. 1000 человек в 1981 г.) был последней автократией в Европе, правитель Ватикана - папа, имеет неограниченную власть, как в современном папском государстве, так и в Римской католической церкви, центральные учреждения которой находятся в Ватикане. С Ватиканом можно сравнить только монашескую республику Афон [афон], который имеет автономию в составе Греции с 1926 г.

Нейтральные государства Европы , которые еще в обозримом прошлом таковыми являлись, все чаще стали совершать шаги, которые совершенно не вяжутся с их статусом. Речь идет о нейтралах холодной войны: Австрии, Финляндии , Швеции и Швейцарии . Следует заметить, что первые две страны не участвуют в военных конфликтах относительно недавно, со времен Второй мировой. Что же касается Швеции, то она не вступает в военные блоки более двухсот лет, а Швейцария – сохраняет нейтралитет с 17 века. Однако за последние 10 лет многие страны пересмотрели приоритеты своей внешней политики.

В чем проявлялся нейтралитет этих стран раньше?

1. Финляндия и Австрия во Вторую мировую были на стороне Германии, Австрия была ей полностью подконтрольна.

2. Главную роль в их воздержании от последующего участия в военных блоках сыграл СССР, который вывел Финляндию из войны, разгромив ее. А также захватил Австрию. Эти страны заплатили за свою свободу принятием нейтралитета.

3. Швеция в свое время пустила по своей территории немецкие войска, а Швейцария хранила в своих надежных банках награбленное немцами в европейских странах добро. При этом, эти страны считаются нейтральными.

4. В Австрии нейтралитет прописан законом, в Финляндии и Швеции – нет.

5. Эти три государства не используют такой термин, как нейтралитет, они всегда говорят о неприсоединении. То есть неучастие в военных союзах, и возможность участия в военных конфликтах.

6. Эта обтекаемая и неоднозначная формулировка перестала иметь значение в 1995 году, после того, как все три государства стали членами Европейского Союза. По законам Союза все страны обязаны помогать другим членам ЕС при возникновении любых военных конфликтов и операций.

7. Эти страны, входящие в ЕС, но желающие отличатся от других его членов, стали «особыми». Они входят в Альянс, но сохраняют нейтралитет.

8. Финляндия, Швеция и Австрия находятся в постоянном сотрудничестве с НАТО, проводят совместные учения и программы. Однако вступать в эту организацию страны не спешат, так как считаются с мнением населения, которое против в подавляющем большинстве.

9. Вот и получается, что страны вроде как равные всем остальным, но «с изюминкой».

Чем выделилась Швейцария?

Швейцария никогда не отрицала термина «нейтральный», в отличие от своих соседок, которые настаивают на другом статусе.

До недавнего времени эта страна избегала участия даже в международных организациях и союзах. Чего стоит только тот факт, что в ООН Швейцария вступила лишь в 2002 году, а о Европейском Союзе и НАТО здесь и слышать не хотят.

Благодаря своей действительно нейтральной политике эта страна всегда принимает на своей территории различные форумы, на которых поднимаются сложные дипломатические вопросы и споры (Давосский).

Как себя ведут неприсоединившиеся государства?

1. В 2006 году власти Швеции и Финляндии решили присоединиться к натовским силам быстрого реагирования. Этот факт стал известен населению стран только после проведения выборов, так как до них власти опасались предсказуемой негативной реакции людей.

2. Желание примкнуть к НАТО впоследствии оправдали близостью границ РФ.

3. Эксперты полагают, что на самом деле власти этих стран были обеспокоены строительством «Северного потока», завершение которого приведет к перестановке сил в данном регионе.

4. После грузино-южноосетинского конфликта в Швеции и Финляндии стало больше сторонников вступления этих государств в НАТО.

5. Все неприсоединившиеся государства входят в программу «Партнерство во имя мира».

6. Совсем недавно Швеция решила подсобить коалиционным войскам и отправила в небо над Ливией 8 своих боевых судов. Около полутысячи шведских солдат находятся сейчас в Афганистане. При этом военные суда над Ливией находятся в особенном статусе: они имеют право открыть огонь лишь в случае опасности нападения на них и не могут атаковать наземные цели.

Долго ли нейтральная Швейцария сможет оставаться таковой?

Швейцария по праву носит звание самой нейтральной страны мира сотни лет. Однако и ей эксперты пророчат скорую смену вектора внешней политики.

Вступления в ООН «обошлось» Швейцарии отправкой в Косово двухсот своих миротворцев.

В 2009 Швейцария разгласила секретные сведения о счетах своих банков, сделанных гражданами Соединенных Штатов. На родине их подозревали в неуплате налогов. Вашингтон прессинговал швейцарцев очень долго.

Потом был скандал с арестом Полански, после которого многие европейцы и американцы стали обвинять Швейцарию в пресмыкательстве перед Штатами.

Настоящей звонкой пощечиной для Швейцарии стал скандал с Ливией в 2008 году, после задержания сына Каддафи в Женеве. В отместку Каддафи арестовал в своей стране швейцарских бизнесменов. В итоге сына Каддафи отпустили, а президент Швейцарии поехал в Триполи, чтобы извиниться перед ливийским диктатором лично. Швейцарцы были возмущены и стали подумывать о том, что их положение на международной арене хуже некуда, да и перспектива остаться без союзников не внушает оптимизма.

Какие факторы вызвали смену тренда во внешней политике страны?

Эксперты отмечают следующие факторы:

1. На территории Европы нет серьезных и крупных войн.

2. С недавних пор Европа перестала строго делиться на Восточную и Западную, а значит, пропала и необходимость балансировать.

3. Противники североафриканского региона и Азии не будут вникать в детали внешнеполитических особенностей страны, равно как и террористические организации, которые не выделяют никаких европейских государств и на статусы не обращают внимания.

4. В мире выстаивается биполярная система, и нейтралов это совсем не радует, особенно, если учесть что второй полюс – это Китай.

Нейтральные государства понимают, что пришло время делать цивилизованный выбор.